Вход для администратора
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 05 «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета» |
30.12.2019 00:00 |
УТВЕРЖДЕН приказом Председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» от «30» марта 2016 г. № 11 (с учетом внесенных изменений приказом председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Майкопский район" № 53 от 30.12.2019 года) СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА СВМФК 05
СОДЕРЖАНИЕ
2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки. 3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки. 4. Содержание внешней проверки. 5. Организация внешней проверки бюджета. 6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки. 7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки.
Общие положения 1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 05 «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета» (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации положений статей 8, 9 и 10 Решения Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» от 14.12.2011 года № 674 «О Положении «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Майкопский район» и Регламента Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район». 1.2. Стандарт разработан с учетом общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)). 1.3. Стандарт применяется с учетом: - Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; - нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности; - решения Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» от 27.03.2008 года № 6-РС «О Положении «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район» (далее - Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район»); - других стандартов внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район». 1.4. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (далее – бюджет), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета (далее – ГАБС) и подготовку заключения Контрольно- счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» на годовой отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (далее – заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета или заключение). 1.5. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» на годовой отчет об исполнении местного бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район» (далее – внешняя проверка). 1.6. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчёта на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства. 1.7. Задачами Стандарта являются: - определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки; - определение источников информации для проведения внешней проверки; - установление основных этапов организации и проведения внешней проверки; - установление требований к структуре и содержанию заключений Контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении местного бюджета; - установление требований к оформлению результатов внешней проверки. 1.8. Стандарт предназначен для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты. 1.9. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов. 1.10. Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.3 Стандарта.
Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки 1.11. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении местного бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений. 1.12. Задачами внешней проверки являются: - контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств; - установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета; - оценка социально-экономических (макроэкономических) условий (основных показателей прогноза социально-экономического развития) и результатов исполнения бюджета; - определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета; - оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных законом о бюджете; - оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета; - определение эффективности деятельности по управлению государственным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования государственного имущества), государственным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и гарантий; - оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее; - определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. 1.13. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, документы, предоставленные в Контрольно-счетную палату в соответствии с требованиями Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район», Решение о бюджете на отчётный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения местного бюджета в отчётном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные Контрольно-счетной палатой в установленном порядке. 1.14. Объектами внешней проверки являются Администрации муниципального образования «Майкопский район», главные администраторы средств бюджета. в пункт 1.14. внесены изменения приказом председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Майкопский район" № 53 от 30.12.2019 года 1.15. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся федеральными органами и учреждениями. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение бюджета и отчетность об исполнении бюджета. 1.16. Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Источники информации и сроки проведения внешней проверки 1.17. Информационной основой проведения внешней проверки являются: - нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Адыгея, муниципального образования «Майкопский район»; - решение Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» (далее – Решение о бюджете) на отчетный финансовый год и на плановый период; - годовая бюджетная отчетность ГАБС; - годовой отчет об исполнении местного бюджета; - ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета; - информация об исполнении муниципальных и ведомственных программ; - заключения Контрольно-счетной палаты на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы; - материалы контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период; - статистические показатели; - иная информация, полученная Контрольно-счетной палатой в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период. 1.18. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения местного бюджета могут направляться запросы в органы местного самоуправления муниципального образования «Майкопский район», Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, иные учреждения и организации, иным лицам. 1.19. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом Контрольно-счетной палаты с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район».
1.20. Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения местного бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса. 1.21. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности. 1.22. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета. 1.23. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности. 1.24. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение местного бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета). 1.25. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы: - о соответствии отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству; - о соблюдении сроков формирования и представления отчетности; - о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды); - о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами финансового органа; - о соответствии отчетности данным других субъектов (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели) (при необходимости); - о соответствии характеристик объектов учета способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости); - о достоверности бюджетной отчётности; - о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита. 1.26. В ходе анализа социально-экономических условий и результатов исполнения бюджета определяются макроэкономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы, состояние финансового рынка и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.). 1.27. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей закона о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи закону о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур. 1.28. В ходе проверки исполнения закона о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, государственного долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение). Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей государственных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений. 1.29. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу. 1.30. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. 1.31. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения закона о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Организация внешней проверки бюджета 1.32. Внешняя проверка включается в годовой план работы Контрольно-счетной палаты на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район». 1.33. Ответственным за проведение внешней проверки является должностное лицо, определенное в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом Контрольно-счетной палаты. 1.34. Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа: - подготовительный этап; - основной этап; - заключительный этап. 1.35. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов: - Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий Администрацией муниципального образования «Майкопский район» по реализации их основных положений; - основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования «Майкопский район»; - основных итогов социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» за отчетный финансовый год; - бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период; - муниципальных программ (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ); - Решения о бюджете за отчетный финансовый год; - нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также к Решениям о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности; - нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также устанавливающих требования к законам о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности; - при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки. На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений Контрольно-счетной палаты на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении бюджета. 1.36. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются: - проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС; - проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета; - оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета, и информации по направленным запросам. 1.37. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения Контрольно-счетной палаты с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, утверждение заключения Контрольно-счетной палаты и одновременное направление в Совет народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» и Администрацию муниципального образования «Майкопский район».
Подготовка заключения по результатам внешней проверки
1.38. Подготовка заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные Контрольно-счетной палатой в соответствии требованиями бюджетного законодательства. 1.39. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой. 1.40. Структура заключения Контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств может включать следующие основные разделы: - общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.); - организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.); - результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности); - анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности); - прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.) - выводы по результатам внешней проверки. 1.41. Структура заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры закона о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и может включать следующие основные разделы: - общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.); - предварительные итоги социально - экономического развития муниципального образования «Майкопский район», общая характеристика исполнения местного бюджета; - исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений; - исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов; - анализ бюджетных инвестиций; - анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности; - оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты; - анализ долговых и гарантийных обязательств; - общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; - объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ; - общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС; - выводы и рекомендации; - приложения. 1.42. В заключении Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики муниципального образования «Майкопский район», иным программным и стратегическим документам. 1.43. В заключении Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств. 1.44. В заключении Палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в Решении об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств исходя из их существенности. Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака). 1.45. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств. 1.46. При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета. Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в Решении об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется предписание. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года главному администратору бюджетных средств направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения главным администратором бюджетных средств или подведомственным ему субъектом отчетности правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) Контрольно-счетная палата в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного администратора к административной ответственности. Нарушитель освобождается от административной ответственности в случае исправления ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной отчетности. При этом исправление ошибки не исчерпывается представлением пересмотренной бухгалтерской отчетности, требуется ее принятие вышестоящим субъектом отчетности и внесение соответствующих изменений в его сводную отчетность. 1.47. Заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.
Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки 1.48. Заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета готовится и утверждается в порядке, установленном Контрольно-счетной палатой, с учетом сроков его направления в Совет народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» и Администрацию муниципального образования «Майкопский район», установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район».
|