Утвержден приказом Председателя Контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Майкопский район»
от «10» декабря 2018 г. № 36
СТАНДАРТ
ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»
СВМФК 09
«Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования»
Содержание:
1. Общие положения 3
2. Общие требования к организации контроля за ходом проведения проверки по вопросам соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования 4
3. Нормативная правовая и информационная база проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования 5
4. Цели и предмет проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования 7
5. Общие требования к проведению проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования 8
6. Оформление итоговых документов по результатам контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия 11
1. Общие положения
-
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 09 «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования» (далее - Стандарт) разработан в соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 8, 10 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Майкопский район», утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» от 25 апреля 2019 года № 68-РС и Регламента Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район».
-
Стандарт разработан с учетом общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. №47 К (993)).
-
Цель стандарта - определение методических основ, правил и процедур проведения проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования.
-
Задачи стандарта:
-
определение предмета, целей и принципов проведения проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования;
- определение этапов проведения проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования;
- установление общих требований к оформлению результатов проверок.
1.5. Стандарт является обязательным для исполнения сотрудниками Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Майкопский район», привлечёнными специалистами и независимыми экспертами, участвующими в проверке соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования.
2. Общие требования к организации контроля за ходом проведения проверки по вопросам соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования
2.1 Контрольное (экспертно-аналитическое) мероприятие по вопросам соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования проводится на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район».
2.2 Общий контроль за ходом проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия осуществляет Председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» (заместитель Председателя).
2.3 Оперативный и текущий контроль за ходом проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия осуществляет руководитель контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Руководитель контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия контролирует соблюдение сроков выполнения рабочего плана проверки. Анализирует материалы проверки, представленные ее участниками, по каждому из вопросов, установленных в плане проверки. В случае необходимости рекомендует участнику проверки провести дальнейшую выборочную или сплошную проверку по определенным вопросам.
2.4 Объекты проверки (экспертно-аналитического мероприятия):
- органы местного самоуправления муниципального образования «Майкопский район», уполномоченные осуществлять функции главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Майкопский район»;
- муниципальные учреждения муниципального образования «Майкопский район» (казенные, бюджетные, автономные), за которыми закреплены объекты собственности муниципального образования «Майкопский район» на праве оперативного управления;
- муниципальные унитарные предприятия муниципального образования «Майкопский район» (далее – МУП), имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия) или оперативного управления (казенные предприятия);
- акционерные общества, акции (доли) которых находятся в собственности муниципального образования «Майкопский район» (далее – акционерные общества, общества), некоммерческие организации с участием муниципального образования «Майкопский район»;
- организации, использующие имущество муниципального образования «Майкопский район» на правах аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления).
2.5 Подготовка к проведению проверки включает в себя анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Майкопский район», а также изучение материалов проверок, проведенных ранее иными органами финансового контроля или Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Майкопский район» в предыдущем периоде.
3. Нормативная правовая и информационная база проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования
3.1 Основные нормативные правовые акты при организации проверки:
-
Гражданский кодекс Российской Федерации;
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
-
Налоговый кодекс Российской Федерации;
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
-
Земельный кодекс Российской Федерации;
-
Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
-
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
-
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
-
Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
-
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
-
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
-
Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
-
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
-
Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»;
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»;
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;
-
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
-
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
-
Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, в части регулирования бюджетного процесса, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
-
Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» «Об Уставе муниципального образования «Майкопский район»;
-
Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майкопский район»» (с дополнениями и изменениями);
-
Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» о бюджете муниципального образования «Майкопский район» на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
-
Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Майкопский район» (с дополнениями и изменениями);
-
иные нормативные правые акты и методические документы, - иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Адыгея и муниципального образования «Майкопский район» регулирующие правовые отношения по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Майкопский район».
Перечень нормативной правовой базы, может быть откорректирован в связи с отменой, утратой или изменением перечисленных нормативных правовых актов, либо принятием новых.
3.2 Документы, материалы, проверяемые и анализируемые в ходе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия:
-
отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Майкопский район»;
-
формы бюджетной отчетности и регистры бухгалтерского учета;
-
договоры аренды земельных участков;
-
договоры купли-продажи земельных участков;
-
договоры аренды имущества;
-
договоры купли-продажи имущества;
-
реестр муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район»;
-
балансы муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Майкопский район» и лицевые счета плательщиков части чистой прибыли;
-
протоколы общего собрания акционеров (участников) о результатах финансово-хозяйственной деятельности и распределении дивидендов хозяйственных обществ, акции (доли в уставных капиталах) которых находятся в собственности муниципального образования «Майкопский район», а также лицевые счета плательщиков дивидендов;
-
прочие документы.
4. Цели и предмет проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования
4.1. Основными целями проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия в органе местного самоуправления муниципального образования «Майкопский район», на который возложены функции главного администратора неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Майкопский район», являются:
- оценка полноты осуществления им бюджетных полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса;
- оценка выполнения им полномочий по планированию и исполнению бюджета муниципального образования «Майкопский район»;
- оценка степени эффективности использования имущественного потенциала муниципального образования «Майкопский район», включающая в себя анализ организации и процесса использования муниципального имущества;
- установление факторов, определяющих полноту поступлений доходов в бюджет муниципального образования «Майкопский район»;
- оценка эффективности и своевременности применения установленных законодательством санкций за несвоевременное и неполное перечисление средств в бюджет муниципального образования «Майкопский район»;
- анализ ресурсов доходов по увеличению поступлений в бюджет муниципального образования «Майкопский район».
Основными целями проведения проверки в муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования «Майкопский район» и муниципальных учреждениях муниципального образования «Майкопский район» являются:
- оценка выполнения условий договора оперативного управления;
- оценка эффективности и целевого использования имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- установление факторов, определяющих полноту поступления в бюджет муниципального образования «Майкопский район» доходов от использования имущества, в том числе от перечисления муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования «Майкопский район» части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- деятельность проверяемых учреждений по использованию муниципального имущества.
Основными целями проведения контрольного мероприятия в акционерном обществе являются:
- установление соответствия деятельности организации требованиям законодательства об акционерных обществах, положениям ее учредительных документов;
- оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности общества, достижения целей и задач, поставленных перед ним, включая оценку эффективности деятельности представителей муниципального образования «Майкопский район» в органах управления общества, установление факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность и рыночную стоимость акционерного общества, а также на объем доходов, поступающих в бюджет муниципального образования «Майкопский район» за счет дивидендов.
4.2. Предметом проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования являются:
- средства бюджета муниципального образования «Майкопский район» (бюджетные инвестиции, предоставляемые муниципальному предприятию);
- объекты права собственности муниципального образования «Майкопский район»;
- долговые обязательства, налоговые и иные льготы и преимущества, бюджетные кредиты, муниципальные гарантии и поручительства.
- соблюдение органами местного самоуправления муниципального образования «Майкопский район» законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципального образования «Майкопский район» по вопросам продажи и приватизации собственности муниципального образования «Майкопский район».
5. Общие требования к проведению проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и полноты поступления в районный бюджет доходов от его использования
5.1 Основной перечень вопросов, по которым может проводиться проверка:
- анализ исполнения бюджетамуниципального образования «Майкопский район» по доходам, полученным от использования имущества;
- оценка качества прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования «Майкопский район» по администрируемым источникам доходов;
- анализ изменения состава и стоимости недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования «Майкопский район», имущества казны, акций, долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования «Майкопский район», а также изменения площади и кадастровой стоимости земельных участков, оформленных в собственность муниципального образования «Майкопский район»;
- проверка соблюдения порядка учета имущества;
- проверка соблюдения порядка администрирования доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, а также поступлений от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, оформленных в собственность муниципального образования «Майкопский район»;
- проверка соблюдения порядка предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование юридическим лицам;
- проверка соблюдения порядка администрирования доходов, получаемых в виде арендной платы за имущество (за исключением земельных участков и иных природных объектов), в том числе соблюдения законодательства при предоставлении имущества в аренду и безвозмездное пользование, правильности начисления, полноты и соблюдения сроков уплаты арендной платы, причин возникновения недоимки по арендной плате и результатов претензионной работы;
- проверка соблюдения порядка администрирования доходов от реализации имущества, в том числе соблюдения процедуры торгов по продаже объектов недвижимого имущества, порядка предоставления земельных участков в собственность юридических и физических лиц бесплатно и за плату, без проведения процедуры торгов и с проведением торгов, соблюдения порядка оценки стоимости имущества, подлежащего приватизации или продаже, своевременности и полноты оплаты, принимаемых мер продавцом имущества к неплательщикам;
- проверка соблюдения порядка администрирования доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Майкопский район», остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе соблюдения установленного законом о бюджете муниципального образования «Майкопский район» норматива отчислений от прибыли, полноты и своевременности перечисления платежей в бюджет муниципального образования «Майкопский район» и осуществления главным администратором доходов контроля за указанными поступлениями;
- анализ порядка наделения объекта проверки имуществом муниципального образования «Майкопский район» и его учета: наличие правоустанавливающих документов на имущество, актов приема-передачи к ним, распоряжений Уполномоченного органа (орган местного самоуправления муниципального образования «Майкопский район», уполномоченный осуществлять функции в сфере имущественных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных отношений, функции по оказанию муниципальных услуг и управлению имуществом муниципального образования «Майкопский район», которое находится в его ведении) о закреплении имущества, своевременность и полнота государственной регистрации объектов недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отражение принятого имущества в бухгалтерском учете. Проверка наличия правоустанавливающих документов на земельные участки (договоры аренды) и фактическое использование земельных участков;
- проверка соблюдения установленного порядка сдачи имущества в аренду и безвозмездное пользование сторонним организациям (наличие решений собственника о согласовании сдачи в аренду (безвозмездное пользование) имущества; обоснованность заключения договора аренды (безвозмездного пользования) имущества без проведения торгов; срок действия договора аренды; наличие государственной регистрации договора аренды, заключенного на срок не менее одного года; наличие расчета размера арендной платы и отчета об оценке рыночной стоимости имущества (для МУП, бюджетных и автономных учреждений); обоснованность установления льготной ставки арендной платы; наличие договоров на возмещение предоставленных коммунальных и иных услуг, связанных с содержанием объекта аренды; предусмотрена ли договором аренды своевременность перечисления арендной платы, ответственность за нарушение установленных сроков перечисления арендной платы и нецелевое использование арендуемого имущества). Полнота и своевременность поступления арендных платежей и платежей по возмещение коммунальных и иных услуг, состояние дебиторской задолженности по данным платежам, в том числе просроченной, и принимаемые меры по взысканию (погашению) задолженности, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами; - соответствие договора аренды требованиям действующего законодательства;
- проверка своевременности и полноты перечисления в бюджет муниципального образования «Майкопский район» доходов по акциям (долям), находящимся в собственности муниципального образования «Майкопский район»;
- проверка включения объектов приватизации в утвержденный Советом народных депутатов муниципального образования «Майкопский район» прогнозный план (программу) приватизации собственности муниципального образования «Майкопский район» на соответствующий период (с указанием наименования и места нахождения объекта, балансовой стоимости основных средств МУП, размера пакета акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ, балансовой (рыночной) стоимости иного имущества и предполагаемых сроков приватизации), сроков рассрочки платежа (в случае ее предоставления), иных необходимых для приватизации сведений);
- оценка полноты, своевременности и правильности зачисления плательщиками в бюджет муниципального образования «Майкопский район» средств от приватизации имущества; меры, принимаемые продавцом имущества к неплательщикам.
Каждый из вышеуказанных вопросов может быть в необходимой степени дополнен и детализирован.
5.2 По итогам проверки дается оценка эффективности использования объектом проверки имущества. Также представляется целесообразным оценить полноту и необходимость совершенствования нормативной базы по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район».
6. Оформление итоговых документов по результатам контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия
6.1. Оформление итоговых документов по результатам контрольного или экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии со стандартом внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» СВМФК 01 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» или стандартом внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Майкопский район» СВМФК 02 «Проведение экспертно-аналитического мероприятия».
|